РУСENG
Пресс-центр / Новости

2009 год – возможности для инвесторов и владельцев бизнеса

11 декабря 2008

Инвестиционная группа «Сократ» предлагает свой взгляд на оценку актуальных возможностей владельцев компаний, испытывающих финансовые затруднения, и инвесторов, располагающих свободным капиталом.

Безоблачное прошлое…

Согласно данным экспертов, период 2005-2007 гг. был очень удачным для операций M&A как в плане количества, так и объемов заключенных сделок. В 2005 году рынок M&A продемонстрировал рекордный подъем. Только приватизация гиганта металлургии «Криворожсталь» прибавила к общему объему $4,8 млрд. Однозначным лидером по операциям M&A в 2006-2008 годах был банковский сектор. Банки пользовались высоким спросом и среди зарубежных игроков, что объяснялось безудержным ростом номинальных доходов населения и, как следствие, началом быстрого наращивания потребления. К тому же, банки стали на путь постепенного развития розничной сети, что подпитывало доступные кредитные программы для населения. Безоблачные перспективы розничного кредитования высоко поднимали цены на банковский бизнес.

В 2007 году объем сделок вырос почти до $8 млрд., что на 98% больше аналогичного показателя 2006 года. В то же время, средний размер сделки увеличился до $86 млн. Основная масса сделок приходилась на сегмент $10-200 млн.

Смутное настоящее…

За 10 месяцев 2008 года было заключено более 50 сделок на общую сумму $8,6 млрд. При этом интересными были секторы продуктового ритейла, строительных материалов, сельское хозяйство, машиностроение и ГМК. Основной объем дали крупные сделки, т.к. на сегмент от $10-200 млн. пришлось около 40% сделок.

Изменения коснулись и расстановки сил в договорном процессе. Если еще весной бал правили продавцы, выбирая каким инвесторам продать свой бизнес подороже, то уже сегодня ситуацию крепко держат в руках покупатели, активно сбивая цены на бизнес, мотивируя это глобальным финансовым кризисом и тотальным удешевлением бизнеса во всем мире.

Глобальный финансовый кризис внес свои коррективы в развитие всей экономики страны. Низкая банковская ликвидность и резкое сокращение кредитования, падение мировых цен на металл и девальвация валюты моментально сказались на экономической ситуации. Первыми пострадали банки, девелоперы и металлурги. Спад производства в этих секторах означает повышение безработицы и падение продаж в смежных отраслях. Проблемы начинаются у перевозчиков и энергетиков. Следом идут химия и машиностроение. Высокий уровень цен и низкая занятость уменьшили рост доходов населения, а также остудили потребительские аппетиты. Как следствие, замедление в росте продаж подбирается к компаниям, ориентированным на потребление.

Продуктовая розница и пищевая промышленность уже частично ощущают кризисное давление. Отсутствие оборотных средств, которое ранее покрывались за счет кредитных ресурсов, ослабление потребительского спроса и высокая долговая нагрузка заставляют многих собственников потребительских компаний скорректировать свои инвестиционные, финансовые и маркетинговые планы. Невозможность в полной мере обслуживать обязательства и своевременно погашать долги, отсутствие банковского рефинансирования только добавили масла в огонь. Близкий термин оферты по облигациям также омрачает настроение многих собственников.

Большинство компаний еще живут по бюджетам, составленным на этот год по результатам предыдущего. В прошлом году будущее казалось более определенным, рост виделся в двузначных цифрах, а о падении спроса никто даже в серьез не задумывался. Сегодня радужные перспективы бизнеса бесследно развеяны. Владельцы начинают кардинально подходить к решению возникших проблем: сокращают производство и персонал, вводят полную экономию всех ресурсов, пересматривают бюджеты, приостанавливают выполнение инвестиционных программ.

В разгар экономического кризиса, многие собственники задумываются и о выходе из бизнеса. Тем более это решение подогревается тем, что капитализация многих публичных компаний тает на глазах, а мультипликаторы сделок в 1-2 EBITDA (Прим. операционная прибыль) уже не так пугают как 2 месяца назад.

Пессимистичное будущее… Но так ли это?

Прежде всего, необходимо понять – результаты и ожидания прошлого года не могут быть базой прогнозов, мы уже начинаем жить в новой реальности. Лучше вспомнить, что представлял собой бизнес 2-3 года назад, и планировать, исходя из тех показателей. Далее нужно трезво оценить ситуацию: каковы объемы продаж по пессимистическому сценарию, уровень долговой нагрузки и насколько он отличается от оптимальной структуры капитала, как изменилась стоимость компании и каковы перспективы кредитного финансирования, определить степень ликвидности запасов и вероятность возврата дебиторской задолженности. Проведя подобный анализ возможностей и текущего состояния компании, следует разработать план действий на будущее. Если бизнес обладает достаточной платежеспособностью, резервом ликвидности и имеет стабильные источники денежных потоков – такая компания сможет относительно легко преодолеть кризис. Для компаний, которые характеризуются высоким уровнем долговой нагрузки, нестабильной структурой доходов и низкой ликвидностью, отказ банков в кредитах или очередная оферта по облигациям могут означать существенные проблемы.

Следует также рассмотреть варианты продажи доли (необязательно контрольной) бизнеса. Привлеченный капитал даст возможность погасить долги, профинансировать оборотный капитал, продолжать удерживать долю рынка. Новое вливание ресурсов может усилить конкурентную позицию и даст возможность более уверенно смотреть в будущее. Даже в случае полной продажи, акционер остается с ликвидной наличностью на руках, которую в последствие можно будет прибыльно инвестировать в обесценившиеся ценные бумаги, золото, другие активы или приобрести другой бизнес.

Сегодня – уже слишком поздно или еще слишком рано?

Просчитать стратегию выхода из бизнеса стоит уже сейчас, пока покупатель готов взять на себя риски и платит приличные деньги за активы. Несмотря на кризис, финансовое состояние многих компаний достаточно хорошее, план продаж пусть и не полностью, но выполняется, и год закроется с прибылью. Но собственник всегда смотрит в будущее и понимает, что последствия экономического кризиса, так или иначе, затронут все отрасли экономики. Поэтому, решение о продаже по сегодняшней стоимости может быть грамотным ходом на опережение. Бизнес будет интересен покупателю даже в период экономического кризиса, если он демонстрировал хорошие показатели роста и рентабельности в докризисный период и спрос на его товары или услуги будет и в будущем.

Однако если начать продажу в то время, когда компания уже не может расплатиться с долгами и профинансировать оборотный капитал, почти остановила производство, реализацию и стремительно теряет долю рынка, то продать такие активы будет проблематично. Готовить и начинать продажу нужно гораздо раньше – когда проблемы еще только обозначились, но еще не привели к кардинальному разрушению стоимости бизнеса. Тогда круг покупателей, да и цена доли, будет выше, а ситуация для компании-продавца - поправимой.

В кризисный период оптимальным покупателем выступает обычно не стратегический инвестор (среди требований которого, как правило, соответствие многим формальным параметрам, долгий due diligence и глубокий анализ бизнеса), а так называемые «дистресс-фонды» (фонды, специализирующиеся на приобретении бизнесов, испытывающие финансовые затруднения). Им требуется меньше времени для принятия решений. Однако, даже в их случае на оценку ситуации и собственно сделку необходимо не менее 1 – 1,5 месяцев.

По нашим оценкам, активными игроками на рынке могут стать также фонды прямых инвестиций. Многие из них заработали значительный капитал в предыдущих периодах. Некоторые привлекли ресурсы непосредственно перед кризисом и готовы их использовать для выгодного инвестирования в кризисный период. Падение фондовых рынков делает финансовые инвестиции более выгодными в случае понимания «дна» рынка. Поскольку рынок еще не совсем уверен в том, что «медвежий тренд» (тенденция снижения) закончился, инвесторы выжидают и не спешат вкладываться в котирующиеся ценные бумаги. В то же время очень популярными становятся прямые инвестиции. Поэтому фонды прямых инвестиций быстро наполняются и с интересом присматриваются к различным отраслям экономики.

Этих игроков интересует потенциальный рост денежных потоков и перспектива прибыльного выхода из инвестиций в будущем. Примером может служить Horizon Capital, который сформировал фонд в размере $390 млн. для инвестиций в Украину, Молдову и Беларусь. Фонды прямых инвестиций не просто входят в компанию, но и контролируют ее операционную деятельность, участвуют в разработке и внедрении стратегии развития. Поэтому они обращают особое внимание на производство предметов потребления, финансовый сектор, сельское хозяйство и пищевую промышленность. Horizon Capital - не единственный фонд, который в кризисный период рассматривает варианты инвестирования в экономику страны. Уже в следующем году многие зарубежные фонды прямых инвестиций и хедж-фонды будут покупать на порядок подешевевшие активы, и вкладывать капитал в различные бизнесы.

2009 г – год покупателя?

Эксперты полагают, что следующий год будет «урожайным» на большое количество мелких и крупных M&A сделок в различных секторах экономики. В основном эти сделки будут носить «кризисный» характер. Много сделок будет инициироваться от безвыходности или с целью продажи части бизнеса для привлечения дополнительного капитала. Мы ожидаем, что объем рынка составит около $8-10 млрд. Средний размер сделки сократится, а количество сделок намного увеличится. Диапазон отраслей будет достаточно широким.

В такой системе важная роль принадлежит инвестиционному банку (финансовому советнику). На инвестиционном банке замыкаются спрос инвесторов и предложение продавцов. Его специалисты ежедневно общаются с разными категориями инвесторов и способны быстро и эффективно подыскать покупателя или партнера для бизнеса, оценить и проанализировать компанию, провести переговоры и оформить сделку.

Специфика сделок M&A отличается от сделок частных размещений акций (private placement) или IPO. Работа на рынке M&A подразумевает более тонкое понимание рынка, своеобразную аудиторию инвесторов, различные варианты вхождения в капитал компаний. Наиболее важная часть – контакты с потенциальными инвесторами. Обычно, владелец украинской компании хорошо знает владельцев конкурирующих фирм, осведомлен о тех или иных покупателях, которые проявляли интерес к данной отрасли. Возможности инвестиционного банка значительно шире – это круг как стратегических, так и финансовых инвесторов, далеко выходящий за рамки Украины. Важно, что инвестиционный банк точно знает, кто именно из инвесторов готов сейчас покупать и какие требования выдвигает к потенциальным объектам сделок. Особенно высока роль инвестиционного банка при общении с иностранным покупателем (инвестором), когда требуется понимание ментальности покупателя, знание применяемых им методик оценки, внутренних процессов при принятии решений и умение вести международные переговоры.

Для покупателей инвестиционные банки также ценны своей экспертизой: они располагают как информацией о компаниях, уже заявивших о готовности рассмотреть предложения по приобретению бизнеса, так и обширным массивом финансовой информации о деятельности компаний и их владельцах. Это позволяет достаточно достоверно определить наиболее успешные бизнесы, оценить, какая из компаний будет наиболее близка к решению о продаже и на какие показатели деятельности можно рассчитывать в кризисный и пост-кризисный периоды.

2009 год, несомненно, будет годом покупателя, так как именно деньги будут являться наибольшим дефицитом. 2009 год станет годом, когда будут рушиться и создаваться новые бизнес-империи. Поэтому кризис следует рассматривать не только как проблему, но и как величайшую возможность выгодно разместить и нарастить капитал.

Пресс-служба инвестиционной группы «Сократ»
Тел/факс: +38 044 207 01 00
e-mail: kolesnichenko@sokrat.kiev.ua


Вернуться к списку новостей

+38 (044)207-01-00

Офис 65, ул.Почайнинская 70,
г.Киев, 04070, Украина
E-mail: contact@sokrat.com.ua



Дизайн сайта — Visualizers, разработка — Gyrus Solutions