Роман Сазонов увлекся живописью около трех лет назад. Это произошло во время посещения нескольких выставок, где его внимание привлекли пара картин. Буквально через неделю он увидел работу художника Непийпиво. Она-то и положила начало коллекции.
Расскажите о вашей первой «живописной» покупке?
Это работа 1940 года. Картина большая – метр тридцать на метр восемьдесят. Она – лицо моей коллекции. Эта работа полностью отражает красоту того края, где я родился. Правда, у меня были некоторые сомнения относительно ее цены, поскольку до этого я не знал ни рынка, ни ценообразования, и отсутствовал опыт приобретений в этой сфере.
Как вы набирались опыта в своем новом увлечении?
Прежде всего начал изучать литературу. Это и история искусств, и энциклопедии живописи, каталоги, воспоминания. Много общался и консультировался с искусствоведами Киева и Полтавы. Тщательно изучал материалы музеев Киева и Полтавской области. Вся эта база и дала мне возможность ориентироваться в мире картин, понять и полюбить украинскую живопись, осознать ее психологию, ощутить суть. Таким образом, получив первый опыт, я занялся анализом рынка живописи Украины, затем посещал аукционы. Все они проходили в Украине. Всего в Украине пять аукционных домов. Каждый из них старается проводить два-три аукциона в год, на которые приглашаются все коллекционеры. Кроме аукционов, организовываются выставки-продажи. Немаловажна роль и арт-дилеров, которые имеют своих постоянных клиентов.
Что представляет собой сейчас ваша коллекция, по какому принципу вы ее формируете?
Коллекция состоит исключительно из работ украинских художников. У каждой страны свой рынок живописи, любимый художник, который родился на этой же земле. Мы любим дискутировать о том, что будет через 20-30 лет. В моей коллекции есть работы художников, которых уже давно нет – полотна XIX века. Также художников, имена которых были несправедливо забыты, большинство картин утрачены. Например, Григория Ксенза. А есть работы художников двадцатипятилетнего возраста. Но очень талантливых. А вообще, специализация моей коллекции – это полотна мастеров из Полтавской области. Моя мечта – открыть постоянно действующую выставку в Полтаве, оказывать содействие художникам и организовывать экспозиции предметов живописи, в том числе привозных. Это и поисковая работа по восстановлению забытых имен.
Можете назвать их фамилии?
Это более ста фамилий. Назову лишь некоторые: Кричевский, Горобец, Непийпиво, Васельковский, Маковский.
Вы покупаете масло, акварель?
В моей коллекции есть и масло, и акварель, и пастель, и карандаш, и графика. Если выделять жанры работ, то это пейзажи, портреты, натюрморты.
Расскажите, как происходит выбор полотна и как к вам приходит осознание того, что это именно ваша картина?
Безусловно, это работа с литературой, консультации с искусствоведами, историками, обсуждения в семье. Что касается приобретений картин, то здесь необходим бюджет. Художников, как и картин, в Украине много. Есть несколько методов выбора. Самый простой – приобретать известные имена, цена на которые в дальнейшем будет только расти. Более сложный метод, но занимающий меня как коллекционера, – это поиск и восстановление забытых имен, полотна которых не всегда можно приобрести на аукционах.
Вы считаете, что украинские художники и их творения – это хорошее вложение инвестиций?
Это одно из направлений инвестиций. Для меня это нечто среднее между увлечением и инвестицией. Здесь нужно видеть и чувствовать. Есть художники, чьи работы еще не раскручены, но у которых есть сильная основа. Есть художники, которые занимаются копированием кого-либо, у которых просто нет своего почерка.
То есть собрание живописи для вас – микс удовольствия и капиталовложений?
Половину моей коллекции составляют работы, которые, возможно, никогда не будут дорожать. Они сугубо для души. В этом и есть специфика моей коллекции. Это не просто картины для инвестиций, это коллекция, которая имеет свою определенную камерность. Она заключается в том, что это работы исключительно полтавских мастеров, начиная от художников еще Полтавской губернии и заканчивая нашими современниками. Работы молодых художников подорожают лет через сто, но я-то этого уже не застану.
Какова средняя цена картины, которую вы покупаете?
На последнем аукционе были представлены работы ценой от тысячи до полумиллиона долларов. Я дороже, чем за тридцать тысяч, не покупал. А вообще, за последний год цены увеличились вдвое, как и число вовлеченных в это искусство.
Расскажите о вашей самой дорогой картине.
Дорогие работы – это обычно картины известных мастеров. Тот же Непийпиво, когда я начинал его коллекционировать, стоил семь-десять тысяч долларов. На последнем аукционе стоимость его работ составляла $ 20 тыс., а сейчас дилеры показывают его за тридцать тысяч. Очень сильный художник. Глубоко передает красоту природы Украины.
Скажите, какие картины украшают ваш дом, и почему именно они?
Стены моего дома украшают картины, которые были приобретены задолго до моего увлечения. Это сугубо интерьерные вещи, которые сейчас я бы уже не купил.
Ваша коллекция застрахована?
Нет еще. Это очень трудоемкий процесс. В Украине такой практики еще нет. Проблема куда более важная – отсутствие хранилищ для картин, где бы были созданы специальные условия: поддерживались бы специальная температура и влажность воздуха. Сейчас, как правило, для таких целей снимается квартира под охраной.
Сколько времени вы посвящаете своему хобби?
Мое увлечение занимает четверть всего моего времени. Это больше, чем просто коллекционирование картин, это еще и помощь художникам. Если взять, к примеру, региональные отделения Союза художников, то каждое проводит такое мероприятие, как Plain air – выезд художников на природу, порой и на неделю, где они занимаются созданием новых картин. Это практиковалось всегда. Я помогаю в организационном плане. Также содействую в организации выставок картин для полтавских художников как через Союз художников, так и отдельно для каждого мастера. Много времени уходит и на анализ литературы, общение с людьми искусства, поездки по Украине, знакомство с художниками и их творениями.
Я так поняла, что вы больше любите реалистичную живопись. А как вы относитесь к супрематизму, кубизму?
Спокойно. Но в моей коллекции таких направлений пока нет. Вообще в мире есть индексы цен на живопись. Изучают, что происходит, какие тенденции, что пользуется спросом, а что нет. Реалистичная живопись всегда пользовалась и будет пользоваться большим спросом. Современная живопись, в зависимости от времени и направления, может просто забыться, потеряться.
Тесно общаясь с художникам, вы уже можете сказать, что приблизились к раскрытию сути и истоков творческого гения?
Все творческие люди разные. Я знаком с очень многими художниками, работы которых входят в мою коллекцию. И к каждому нужен свой подход. Каждый по-своему интересен. Каждый творит по-своему. Например, есть в Миргороде заслуженный художник Брикулец, которому за 80 лет, и вот он творит сейчас под впечатлением своей влюбленности. Он вдохновлен музой. А что будет через год…
У некоторых скверный характер. С таким уже не пообщаешься и не поймешь, что его вдохновляет. Отношения строятся только на «хочешь – покупай».
Любой творческий человек, достигший определенных высот в своем деле, является личностью. Вот, например, я знаком с очень молодым человеком, который в свои 25 лет является очень перспективным художником. Смотришь на его работы – и понимаешь, что это новое поколение, и оно другое. Они видят и чувствуют по-другому. И таких молодых людей надо всячески поддерживать, ведь это наше будущее, и оно сильное и достойное. Так что истоки творческого гения у каждого свои. И главным результатом этих истоков и есть картины, которые несут в себе и результат, и суть творческого гения. Иногда, не зная художника, достаточно одной картины для понимания того, кто перед вами.
У вас есть картина фаворит?
Да, это самая первая моя картина. Совсем скоро будет запущен сайт со всей моей коллекцией. Именно там она и будет на заглавных страницах. Коллекция называется «Живописная Полтавщина».
Какой бюджет ежемесячно вы выделяете на свое увлечение?
Скажу в общем: для того чтобы заниматься коллекционированием картин, необходимо в год тратить не меньше $ 100 тыс. А для того чтобы участвовать на аукционе и купить несколько полотен, нужно минимум десять тысяч долларов. И цены растут с каждым годом.
ИнвестГазета
21.04.2008