РУС
Пресс-центр / Публикации

Полеты во сне и наяву

6 октября 2008
ИнвестГазета

Слетать нынешним летом в Крым в среднем за 70-150 грн. удалось многим украинцам. Они воспользовались услугами первой бюджетной авиакомпании Wizz Air Ukraine и остались довольны экономией своих средств. Лоу-кост пришелся украинцам по вкусу главным образом за счет демократичных цен на билеты. Вместе с тем первая бюджетная компания отказалась от планов расширения внутренних рейсов, отдав предпочтение международным. Почему?

Скорее ЖИВ В Wizz Air Ukraine по-прежнему уверены, что в Украине сложились благоприятные условия для развития бизнеса: быстрорастущий рынок (до 30% в год), огромный резерв пока еще не путешествующего авиатранспортом населения страны, невысокий, по сравнению с Европой, уровень конкуренции и «политическая воля представителей украинской власти, которые хотят сдвинуться с мертвой точки и ускорить развитие авиационной отрасли».

С другой стороны, после нескольких месяцев работы в Украине руководство первой бюджетной авиакомпании столкнулось с непредвиденными проблемами. По словам генерального директора Wizz Air Ukraine Наталии Казмер, это в первую очередь неудовлетворительное состояние аэропортов, терминалов и взлетно-посадочных полос.

В итоге бюджетная авиакомпания откорректировала свои планы по развитию и в сентябре отказалась от расширения внутриукраинской сети маршрутов. От перелетов из Киева в Запорожье и Харьков первый украинский лоу-кост отказался из-за малого спроса на билеты, а осуществлять рейсы по более популярным направлениям, таким как Киев - Донецк и Киев - Днепропетровск, невозможно из-за монополии локальных авиакомпаний.

Заграница им поможет На одних внутренних перелетах долго не протянешь, считают специалисты. Не случайно и бюджетная компания Wizz Air стремится летать за пределы Украины. В ее планах уже в нынешнем месяце открыть маршрут в Лондон по цене билетов от 299 гривен. Кроме этого, компания планирует возить украинцев в Германию, Великобританию, страны Скандинавии и СНГ, а в дальнейшем -Италию и Испанию. Нынешней зимой собирается лоу-кост и на курорты Египта: в Шерм-аль-Шейх и Хургаду. Хотя чартерные перелеты по рентабельности уступают международным и внутренним, зато ими пользуется половина всех пассажиров страны.

«Международные рейсы вызывают немедленную реакцию со стороны пассажиров, потому что уже существуют традиционно сложившиеся причины поездки, и люди сразу же пользуются такой возможностью», - подчеркнула руководитель украинского лоу-коста, заметив, что внутренние перелеты имеют много альтернатив и не все внутренние маршруты пользуются популярностью с первого же дня. Кроме этого, на рентабельность внутренних полетов негативно влияет и тот факт, что они облагаются НДС. «Но в долгосрочной перспективе совсем не обязательно, чтобы международные полеты были более рентабельными, чем внутренние», - уверены в Wizz Air.

Экспертов такое положение вещей нисколько не удивило, поскольку они изначально предполагали, что основной целью Wizz Air являются все-таки международные перевозки, рентабельность которых выше. Между тем, по мнению руководителя аналитического департамента ФГ «Сократ» Константина Степанова, рентабельность отечественной авиации не превышает 1-3%, если учесть, что такого уровня достигают авиакомпании, осуществляющие международные рейсы, и очевидно, что прибыльность внутренних маршрутов чаще стремится к нулю.

Об этом не раз заявляли и «монстры» отечественной авиации - компании «АэроСвит» и МАУ. «Какие-то направления, например Симферополь в летний сезон, рентабельны, какие-то - не всегда», - заметили в компании «Международные Авиалинии Украины», подчеркнув, что внутренние перевозки для компании принципиальны только потому, что «внутренний рынок очень перспективный и стабильно развивается».

Возможно, будь на то воля отечественных авиаторов, они занимались бы главным образом организацией более доходных международных перевозок. Летать внутри страны их чаще стимулирует государство, выбирая для этого разные методы, начиная с добровольно-принудительных. Одной из таких новаций был эксперимент 2002 года, когда украинцы получили возможность летать практически во все уголки страны по тарифам, сниженным в два раза. Уже через два месяца после эксперимента Минтранс заявлял о более чем двойном увеличении пассажиропотока на внутренних рейсах, в то время как сами авиакомпании утверждали, что эксперимент подорвал их финансовое положение.

Милости просим Однако планы первой украинской бюджетной авиакомпании осуществлять перелеты за переделы Украины могут подкорректировать в Минтрансе. Несмотря на то, что авиакомпания получила лицензию на международные авиаперевозки, министр транспорта и связи Иосиф Винский и глава Госавиаадминистра-ции Александр Давыдов настаивают на том, чтобы Wizz Air Ukraine не начинала международные рейсы до тех пор, пока в авиапарке компании не будет хотя бы двух самолетов.

Тем временем министр уже отрапортовал о том, что с октября в Украине появится еще как минимум три бюджетные компании. В частности, должна начать полеты бюджетная арабская авиакомпания Air Arabia. Летать она будет по маршруту Шарджа (ОАЭ) - Киев. Желание создать у нас собственную лоу-кост компанию высказала крупнейшая английская авиакомпания EasyJet. Заинтересована в совершении международных рейсов из Братиславы в Украину и компания Sky Europe. Следующей в отечественном небе может появиться немецкая Germanwings. Компания уже успела нанести на свою карту полетов Харьков и даже ввести тарифы.

Похоже, нынешнее руководство Минтранса решило войти в историю создателем конкурентной среды на рынке авиаперевозок. Открыв воздушные ворота страны международным лоу-костам, чиновники одним из условий выхода на перспективный украинский рынок ставят западным компаниям осуществление «социальных маршрутов», в частности, в небольшие аэропорты. То, что последние имеют более чем слабую инфраструктуру и не готовы обслуживать возросший пассажиропоток, госчиновников не смущает. Возможность слетать в Лондон за 299 грн. оценят многие украинцы

Стоимость международных перелетов бюджетных авиакомпаний, представленных в Украине

Рентабельность международных перевозок в среднем не превышает 1-3%. При этом прибыльность внутренних маршрутов стремится к нулю.

ИнвестГазета
06.10.2008
Автор: Пархомчук Дина


Вернуться к списку публикаций

+38 (044)207-01-00

Офис 65, ул.Почайнинская 70,
г.Киев, 04070, Украина
E-mail: contact@sokrat.com.ua



Дизайн сайта — Visualizers, разработка — Gyrus Solutions